Время на чтение: 9 мин.
Шрифт:+-
Интервал:+-
Добавлена: 7 Августа 2015
2885

Современные тенденции промышленного дизайна в России

Дизайн окружает обывателей в повседневной жизни практически везде. С чем бы ни сталкивался человек, начиная от оформления своего жилища, чтения глянцевых журналов и заканчивая бытовой техникой с фирменными логотипами, везде присутствуют дизайнерские решения. Они являются реальным стимулом, а также инструментом воздействия на покупателей. Но все очень быстро развивается и меняется. Анализ потребительского рынка показывает, что маркетинговые мероприятия все чаще перестают быть эффективными и не оправдывают, возложенные на них надежды. Как результат, продажи товаров, над которыми поработали маркетологи, уже не показывают высоких показателей продаж.


Альтернатива маркетингу



Промышленный дизайн - сравнительно новый сегмент рынка услуг, который уже востребован в Европе и набирает стремительную популярность в нашей стране. Суть его заключается в проведении комплекса проектных, рекламных, технических, программных и прочих мероприятий, направленных на создание совершенно новой продукции для удовлетворения запросов клиентов. Область предметного дизайна постоянно расширяется. Он постепенно превращается в инструмент генерации потребностей человека и открытия на их основе совершенно других направлений развития промышленности, постепенно интегрируется, заменяя и вытесняя такие понятия, как социология и маркетинг. Несмотря на сравнительную новизну промдизайна, уже сегодня можно рассматривать его как эффективный инструмент, с помощью которого можно дифференцировать любой продукт, вдохнуть в него новый скачок популярности и полезности для потребителя. В настоящее время его компетенция выходит за оболочку привычного для нас понятия, но прогнозы показывают, что при широком использовании этих услуг в сфере предпринимательства, в ближайшем будущем он превратится в мощную индустрию.

Потенциальные заказчики

У кого будет наиболее востребована услуга промышленного дизайна? Можно с уверенностью выделить несколько категорий заказчиков, которые будут прибегать к подобным услугам для развития своего бизнеса:

1. Компании, которые работают по схеме OEM и ODM. В первом случае они занимаются поставкой комплектующих и организуют производство товаров под своим логотипом. По второму варианту продукция закупается в собранном виде, и приобретаются права на ее реализацию под другим брендом. Эти способы имеют одно существенное преимущество – цены на такие изделия доступные широкой аудитории потребителей. Большинство европейских фирм, товары которых попадают на наш рынок, тоже работают по таким схемам. В результате получается множество однотипной продукции, которая охватывает такие отрасли как бытовая техника, канцелярские принадлежности и самые распространенные предметы для дома. Часто встречаются одинаковые по оформлению и техническим характеристикам изделия, но разных брендов. Вот здесь и возникает необходимость в промышленном дизайне для разработки нового отечественного товара, который бы выгодно выделялся на фоне конкурирующей продукции, и был хорошей альтернативой как по цене, так и качеству.

 2. Во вторую группу заказчиков входят компании, поставившие перед собой цель создать новый продукт, который будет инновационным или уникальным по дизайну. К этой категории относятся такие направления как разработка, а также производство медицинской техники, разных тренажеров, систем наблюдения, безопасности и много других.

3. Немногочисленную третью группу представляют иностранные компании. Рынок нашей страны для них интересен в первую очередь объемами сбыта продукции, в частности бытовой техники. Ведь на сегодняшний день, если рассматривать сегмент электроники, то можно констатировать факт достижения пика развития и совершенствования. При этом, между крупными корпорациями сложился определенный паритет и не наблюдается явного технологичного превосходства. Как же привлечь потенциальных покупателей именно к определенному производителю? Выход очевиден – концентрировать внимание не на технологичном направлении, а на эргономичности, простоте и удобству в использовании. В этой ситуации необходимо детально изучить потребительский рынок под каждый конкретный товар, а именно аудиторию потенциальных покупателей, их отзывы, проблемы, пожелания, и на следующем этапе интерпретировать запросы в реальном продукте.

Признаки зарождения отечественного промышленного дизайна

Почему можно с уверенностью заявлять о возникновении отечественного промдизайна. Есть, как минимум, две причины:

• На данный момент времени, многие компании достигли уровня, на котором у них четко организовано производство по конкретной схеме. Кроме того, отлажена сфера сбыта готовой продукции. Поэтому следующим этапом развития и приумножения бизнеса является создание не только своего брендового стиля, но и разработка уникальных товаров.

• Достижение высокой концентрации однообразного ассортимента на потребительском рынке. На сегодняшний день логотип уже не играет движущей роли, толкающей покупателей к продукции определенного бренда. Больше начинают цениться практические качества конкретного товара, которые может обеспечить промышленный дизайн. Многие дизайнерские студии уже переформатируют свою деятельность с оформления интерьеров и рекламной продукции (логотипы, упаковка) на новое приоритетное направление – промдизайн.

Все эти факторы указывают на одно – наступает время активного внедрения промышленного дизайна.

 Основные направления развития промдизайна

1. Многопрофильность


 Это одна из главных тенденций развития промышленного дизайна. Компания, которая предоставляет такие услуги, реализует как необъемные, так и самые сложные проекты. Для выполнения своей главной функции, промдизайн должен охватывать самые разные исследования, касающиеся поведения человека, необходимости разнообразить его жизнь и способов их удовлетворения. Объектами исследования становятся частные и юридические лица, целые муниципалитеты и общество в целом. Со временем, он охватит не только промышленность, но и общественную жизнь, а для широкой потребительской аудитории станет практически неотъемлемой частью повседневного быта и служебной деятельности. Выполнение заказов по промышленному дизайну – это плодотворная работа команды специалистов разных профилей. Одиночные дизайнеры не смогут оказать значимого влияния на формирование рынка этих услуг, кроме того, им не под силу сложные проекты.

2. Полный цикл


 Студия, оказывающая данные услуги, реализует все мероприятия от генерации идеи, создания сайта заказчика и рекламной компании до внедрения продукции в производство. Конечная цель любого проекта - превращение рисунка в реальный продукт. Должна обеспечиваться согласованность всей цепочки. Разработать конструкторскую (проектную) документацию, освоить изготовление специальных пресс-форм и запустить серийное производство – задача непростая. Часто из-за недостаточности опыта возникают проблемы с практической реализацией дизайнерских решений. Поэтому важно развивать как исследовательскую и аналитическую составляющую промышленного дизайна, так и технологичную, которая включает: проектирование, создание чертежей, эскизов, моделирование форм и прочее.

3. Интеграция с производством


Совместная работа дизайнерской компании с производителем соответствующих «пресс-форм» считается оптимальной организацией работы. Акцент может быть сделан как на маркетинговую составляющую, так и на креативную. Ведь создание дизайна и реализация стратегии продвижения продукции позволит быстрее сформировать круг потенциальных заказчиков и донести до потребителей основные преимущества и достоинства товара, что, несомненно, станет залогом повышения продаж.

4. Мониторинг социальной сферы


 Изучение и анализ потребительских запросов целевой аудитории должны осуществляться практически во всех сферах жизнедеятельности человека: быт, отдых, спорт, здоровье, продукты питания, техника и прочие области. Важным направлением для любой компании, которая занимается промышленным дизайном, станет возможность найти тонкий баланс между потребностями рынка и собственными предпочтениями (вкусами).

 5. Создание кроме дизайна также собственных продуктов


 Сегодня уже производятся изделия, которые являются результатом симбиоза дизайна и технических решений. Как показывает анализ отзывов покупателей, которые приобрели и эксплуатируют данные товары, они пользуются популярностью, а значит, удовлетворяют основные потребности клиентов и полностью соответствуют их требованиям. Пока это не сложные продукты, такие как компьютерные клавиатуры, пульты управления для телевизоров, фильтры для воды, разная тара, изделия из пластмассы, предметы мебели, детские игрушки, светильники, но благодаря своим высоким потребительским качествам, пользуются спросом у целевой аудитории.

6. Профессиональный подход к решению проектов


 Только выполнение задач с высоким уровнем точности и компетентности сможет создать действительно качественный и полезный продукт, который обязательно заинтересует покупателя. Для поддержания такого уровня, необходим постоянный мониторинг и анализ потребительского рынка во многих сферах. Справиться с такой задачей могут только настоящие профессионалы. Предстоит решать задачи не только по созданию внешнего вида изделий, но и согласовывать технические требования по весу, методам крепления, эргономичности продукта. На студию промышленного дизайна будут возложены также и вопросы по выбору материала для изготовления изделий.

7. Приемлемая стоимость услуг

В качестве следующей тенденции развития российского промышленного дизайна можно отметить доступность данных услуг по сравнению с аналогичными фирмами запада. Только отечественная студия промдизайна способна адекватно и более точно выполнить анализ потребительской сферы и предложить соответствующие решения. Ни одно западное или восточное ателье не обладает такими способностями относительно нашего рынка. Кроме того, услуги промышленного дизайна за рубежом очень дорогое удовольствие, поэтому все чаще обращается внимание на сервис отечественных компаний.

8. Развитие и поддержание коммуникации

Для получения на выходе качественного результата, важно четкое взаимодействие между заказчиком и исполнителем. Только совместное сотрудничество приведет к серийному производству продукции, которая в полной мере удовлетворит конечного пользователя. При организации тесного продуктивного общения достигается консенсус относительно принятых решений по дифференциации товаров.

9. Повышение качества профобразования

Многогранность промдизайна требует наличия хорошо подготовленных сотрудников. Обеспечение непрерывного взаимодействия учебных заведений с производственными предприятиями, позволит выйти на совершенно новый уровень обучения высококвалифицированных специалистов. На правительственном уровне рассматривается проект концепции развития промышленного дизайна, который разработан на выполнение приказа Минпромторга №123 от 2010 года. Концепция предусматривает среди многих вопросов и организацию подготовки специалистов в учебных заведениях, а также информирование субъектов с целью доведения всех возможностей этого вида услуг.


Области применения


 Наиболее вероятными направлениями, где ожидается массовое применение промышленного дизайна на нашем рынке, можно выделить отрасли:
• пластиковых изделий;
• техники связи;
• систем обеспечения безопасности;
• спортивного инвентаря, а также тренажеров;
• оборудования в медицинской сфере;
• предметов мебели;
• осветительных приборов;
• различных бытовых товаров.

Уже в скором будущем промдизайн обязательно будет включен в реальные бизнес-процессы и превратится в эффективный инструмент повышения конкурентоспособности отечественной экономики и жизненного уровня населения.

12.jpg


Техническая поддержка

Получить техническую и консультационную поддержку можно, написав запрос по адресу support@gisp.gov.ru. В запросе необходимо задать вопрос, либо описать возникшую проблему и указать контактную информацию, по которой с Вами смогут связаться специалисты группы поддержки.

Кроме того, с 09:00 до 18:00 по московскому времени поддержка оказывается по телефону +7 (495) 120-46-54.


Обратная связь
Ошибка!
Вход доступен только для представителей Юридических лиц. Осуществите вход в ЕСИА, как представитель соответствующей Организации