За наставничество могут начать платить и давать льготы. Почему так важно внедрять обучение на производствах

0 0

Эксперты оценили инициативу доплачивать наставникам на предприятияхПрезидент России Владимир Путин поручил правительству разработать изменения в трудовое законодательство, которые бы предусматривали материальные поощрения для наставников.

Кроме того, как подчеркнул глава государства, необходимо разработать концепцию развития наставничества на период до 2030 года.

Сегодня, когда реальный сектор экономики испытывает серьезный дефицит кадров, потребность в наставниках особо велика. В первом квартале 2024 года на предприятиях было порядка 2,5 млн незанятых вакансий. При этом время поиска сотрудника на вакансию составляет три месяца. А еще год назад специалиста можно было найти за два месяца.

Такие меры, как привлечение на рынок труда молодых и пожилых сотрудников, мигрантов, рост зарплат, конечно, дают результаты, но не всегда достаточные. К тому же, по данным опроса Центра стратегических исследований, 41% работодателей отмечают, что умения и навыки нанимаемых сотрудников не вполне соответствуют их ожиданиям.

«В Советском Союзе наставничество было составной частью профессионального обучения, начиналось оно еще в ПТУ и техникумах. Наставник — это был тот человек, который приходил с производства и обучал практическим азам профессии. Система профессионального обучения тогда заключалась в том, что любое предприятие численностью свыше пяти тысяч человек должно было иметь профессионально-техническое учебное заведение, а свыше 10 тысяч — техникум. Соответственно, учебные группы прикреплялись к наставникам — сотрудникам данных производств», — поясняет профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов.

На этом процесс обучения не заканчивался. Приведение нового работника к самостоятельному исполнению своих обязанностей происходило также через наставничество. «Наставники получали при этом определенные льготы и доплаты, потому что, когда человек, обладающий высокой квалификацией, начинал помогать новым работникам осваивать профессию, у него сокращалось время исполнения своих собственных обязанностей», — поясняет Александр Сафонов.

Но наставники работали не только за отдельное вознаграждение. Существовала конкуренция между работниками. Поэтому был даже азарт подготовить высококлассного специалиста. По этой причине институт наставничества был масштабным и эффективным.

Александр Сафонов считает, что особенно актуально наставничество, например, в медицине, так как те или иные методы лечения или проведения операций формируются только в результате продолжительного опыта. «Для того чтобы не совершать собственных ошибок в важнейшем деле сохранения здоровья и жизни людей, передача опыта как можно большему кругу коллег-медиков — лучший механизм», — добавляет эксперт.

Кстати, наставничество распространено и в других странах. Например, в Германии есть три категории работников:

  • первая, представители которой, получив профессиональное образование, не имеют права работать без куратора или наставника;
  • вторая, когда работник уже может исполнять трудовые обязанности самостоятельно;
  • и третья, когда он уже сам может быть наставником молодых специалистов.
  • «Повысить производительность труда, чтобы преодолеть кадровый дефицит — задача со звездочкой, которую сейчас пытаются решить компании всех уровней. Важность решения этой проблемы подчеркнул в Послании к Федеральному Собранию президент страны. А это значит, что игрокам рынка нужно уделить больше внимания внедрению технологий бережливого производства. И затем уже можно идти в цифровые решения, роботизацию промышленности. Повышать производительность труда можно и через наставничество», — отмечает генеральный директор АНО «Мосстратегия» Дмитрий Смольников.

    По его словам, благодаря нацпроекту «Производительность труда» сотрудники предприятий обучаются в качестве инструкторов бережливого производства, становятся проводниками идей повышения производительности и наставниками для других коллег.

    Лидер реализации нацпроекта в 2023 году — Москва. И это при том, что столица не пользуется федеральными деньгами — только региональный бюджет.

    Как говорят федеральные чиновники, сегодня производительность труда в Москве чуть ли не вдвое выше, чем в среднем по стране. «За 2,5 года нацпроекта его участниками стали 344 столичные компании. И почти половина из них уже ушла в свободное успешное плавание по внедрению бережливого производства, без поддержки экспертов. Они увеличили выработку в среднем на 60% и сократили время протекания процессов на 38%. И, конечно, многие решили идти по стопам столичных «первопроходцев». Причем как новые игроки рынка, так и известные всем гиганты. Только на одном ПМЭФ-2024 заместитель мэра Москвы, руководитель столичного департамента экономической политики и развития города Мария Багреева подписала соглашения об участии аптечных сетей «Нео-фарм» и «Столички», туроператора Fun&Sun в нацпроекте «Производительность труда», — уточнил Дмитрий Смольников.

    Старший вице-президент «Меркатор Холдинг» Никита Сидоров говорит, что на заводе «Меркатор Калуга» институт наставничества уже внедрен.

    «В связи с тем, что мы, как и прочие предприятия, сталкиваемся с дефицитом квалифицированных рабочих, мы давно начали обучать молодых специалистов. У нас на производстве за молодыми сотрудниками закрепляется старший наставник, который получает дополнительную плату за обучение. Программа обучения рассчитана на три месяца, основную часть доплаты наставник получает в конце курса, после подтверждения того, что результаты его работы видны, и молодой сотрудник может работать самостоятельно», — рассказал он.

    В то же время доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Плеханова Инга Корягина отмечает, что не каждый опытный сотрудник даже за деньги готов быть наставником. «Так можно вырастить конкурентов, которые потом и потеснят наставника. Наставник мог десятилетиями познавать и оттачивать свое собственное мастерство. И делиться секретами он не готов. Да и для восприятия таких секретов нужна готовность наставляемого», — замечает эксперт. Также она обращает внимание на тот факт, что ученики вряд ли будут испытывать благодарность за передачу опыта.

    «Подчиненные амбициозны и воспринимают любое обучение как вложение в себя, без обязательств. Как в школе или в университете — окончил и пошел дальше. Наставник — живой человек. Он не конвейер по обучению», — отмечает Инга Корягина. Поэтому при формировании концепции наставничества нужно учитывать не только материальное поощрение за такую работу, но и обязанности обучаемых. Получил знания и навыки — будь добр какое-то время отработать в компании, где их приобрел.

    Источник: rg.ru

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.