Возросшая тяга Восточного полигона

0 0

На БАМе началась эксплуатация самых мощных грузовых отечественных тепловозов, которые поведут сверхтяжелые составы в дальневосточные портыНачинается третий этап модернизации БАМа — самая протяженная в стране железная дорога в начале июля отметит свое 50-летие. Полвека к Тихому океану по важнейшей транспортной ветке перевозятся уголь, лес, нефть, железные руды и другие грузы, поток которых нарастает с бурным развитием рынков Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), к которым, как считают эксперты, могут в ближайшей перспективе присоединиться и страны Ближнего Востока. Продолжает реализовываться утвержденный правительством России план расширения БАМа, согласно которому пропускная способность должна увеличиться в полтора раза.

Во время оглашения Послания Федеральному Собранию Владимир Путин заявил: «Запускается третий этап расширения Восточного полигона железных дорог — БАМа и Транссиба. До 2030 года их пропускная способность возрастет до 210 млн тонн в год. Одновременно должны получить развитие и порты Ванино и Советская Гавань».

БАМ: ускорение

С пуском в эксплуатацию БАМа были решены важнейшие общенациональные задачи — железная дорога не только открыла доступ к богатым природным ресурсам региона, но и обеспечила транзитные перевозки, создала кратчайший межконтинентальный железнодорожный маршрут Восток — Запад протяженностью около 10 тысяч километров.

Как подчеркнул заместитель председателя правительства РФ Виталий Савельев, курирующий транспортную отрасль, «сегодня БАМ играет ключевую роль в развитии грузоперевозок в восточном направлении, открывает для российских компаний рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, развивает регионы, через которые проходит».

Восточный полигон модернизируют в три этапа. Первый уже завершился, в текущем году будут достигнуты цели второго этапа — довести провозную способность до 180 млн тонн. По итогам третьего, к концу 2032 года провозная способность магистрали достигнет 270 млн тонн.

Сервисное обслуживании локомотивов БАМа проходит в депо «Тында-Северная» компании «ЛокоТех-Сервис». Фото: ООО «ЛокоТех-Сервис»

Как объясняет директор Центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин, в условиях кардинальной переориентации логистической системы и экспортно-импортных связей России в пользу АТР значение БАМа и Восточного полигона существенно возросло. «Сейчас стало понятно еще больше — без дальнейшего снятия «узких мест», влияющих на провозную способность магистрали, уже не обойтись. БАМ и Транссиб стоит рассматривать как системообразующие железнодорожные коридоры Евразии. В связи с географическим положением РФ сложилось так, что железнодорожные перевозки для восточных портов наиболее экономически выгодные и быстрые», — отметил эксперт.

БАМ и Транссиб стоит рассматривать как системообразующие коридоры Евразии — железнодорожные перевозки для восточных портов наиболее экономически выгодные и быстрые

Главная цель реконструкции — ликвидация на железнодорожной сети «узких мест», лимитирующих объемы перевозок. Для этого создается новая инфраструктура с привлечением самых передовых технико-технологических решений. На железнодорожное полотно укладываются сотни километров более прочной рельсошпальной решетки, обновляются инфраструктурные объекты, появляются вторые пути и тоннели, перестраиваются приемоотправочные станции. Параллельно разрабатываются и производятся отечественные локомотивы улучшенных характеристик, которые сменят старый парк техники и поведут сверхтяжелые составы в сторону портов Хабаровского края.

Тепловоз-гигант для Восточного полигона

В конце 2023 года президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития Восточного полигона отметил, что «объемы перевозок за последние годы заметно выросли и продолжают увеличиваться, а значит, загрузка магистралей гарантирована на годы вперед».

Сервисное локомотивное депо «Тында-Северная» занимается техническим обслуживанием локомотивов на протяжении всего их жизненного цикла. Фото: ООО «ЛокоТех-Сервис»

Обновление подвижного состава — важнейшая задача для увеличения перевозок грузов, особенно с учетом того, что заметную часть нагрузки на БАМе и Транссибе по-прежнему несут локомотивы советского производства. Нарастить провозную способность железной дороги в условиях разворота экономики страны на восток помогут новейшие разработки ОАО «РЖД» и компании «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Отечественные мощные магистральные грузовые тепловозы серии ТЭ28 смогут перевозить грузовые составы с расчетной массой до 7100 тонн.

Локомотивы 3ТЭ28 оснащены трехосными тележками с регулировкой силы тяги по каждой оси. Силовая установка сможет работать как на дизельном топливе, так и на смеси газа и дизтоплива. На смену иностранному двигателю, который использовался в конструкции трехсекционного тепловоза предыдущей модели, пришел усовершенствованный отечественный дизель-генератор мощностью 2850 кВт.

В современных технических решениях разработчики учли особенности БАМа: горный рельеф, резкие перепады температур, влажность. Чтобы ежедневно преодолевать такие преграды, нужна техника мощная и надежная.

И она создана — новые тепловозы могут развивать скорость 120 км/час, преодолевают уклоны 11,5%, а на равнинных участках локомотив может транспортировать еще большие поезда. Не повлияют на работу и перепады температур — от минус 50 до плюс 40 °С. Используются агрегаты, требующие минимального обслуживания; топливная, водяная и воздушная системы спроектированы с учетом эксплуатации при низких температурах.

Значительно улучшены условия для локомотивной бригады — внутри кабины установлен автономный обогреватель, осуществляется подогрев стекол и зеркал, комфортные условия создает климатическая установка. Локомотивная бригада имеет возможность пользоваться микроволновой печью и холодильником.

Маршруты с большим количеством кривых участков пути и высокие подъемы требуют от машинистов мастерских навыков маневрирования крупными составами. Все они проходят специальное обучение.

Первые локомотивы нового поколения появились на БАМе в январе 2024 года. Двадцать один тепловоз, изготовленный на Брянском машиностроительном заводе (БМЗ, входит в состав ТМХ), работает в настоящее время на БАМе. Все локомотивы прошли необходимые испытания, технические проверки. За полгода эксплуатации они показали себя как надежные машины, готовые к работе на Восточном полигоне РЖД. Поступление еще девяти тепловозов ожидается в ближайшее время.

Для обеспечения надежного функционирования Восточного полигона важны профессиональное обслуживание и своевременный ремонт подвижного состава. Фото: ООО «ЛокоТех-Сервис»

«3ТЭ28 располагает достаточной мощностью и силой тяги для вождения поездов повышенной массы на Восточном полигоне, — прокомментировал заместитель генерального директора АО «ТМХ» по развитию локомотивостроения, генеральный директор ООО «ЛокоТех-Сервис» Андрей Власенко. — Он способен перевозить грузовые составы на 27% больше по массе в сравнении с возможностями широко используемых на этом полигоне советских локомотивов 3ТЭ10МК, что эквивалентно 15 дополнительным условным вагонам».

Новые локомотивы показывают наиболее высокую среднесуточную производительность и среднесуточный пробег при снижении удельного расхода топлива. Коэффициент производительности 3ТЭ28 по итогам первых месяцев работы оказался на 60% выше, чем у 3ТЭ10МК, отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Дирекции тяги Дмитрий Пегов.

Техническим обслуживанием и текущим ремонтом локомотивов БАМа занимаются сервисные локомотивные депо ООО «ЛокоТех-Сервис». Здесь в наличии необходимое оборудование для устранения неисправностей и своевременного обслуживания тепловозов.

«Наша задача на ближайшее время — расширить технологическую базу и объекты инфраструктуры сервисного локомотивного депо «Тында-Северная». Среди самых важных задач: привлечение новых сотрудников, организация рабочих мест и связанных с этим жилищных и других необходимых условий. Мы работаем в связке РЖД и, как сервисная компания, реализуем цель, которую поставило правительство страны: увеличение грузопотока в сторону восточных портов», — отметил Андрей Власенко.

Специалисты депо проводят ремонт цилиндрового комплекта. Фото: ООО «ЛокоТех-Сервис»

Опыт отечественных разработчиков

Новый 3ТЭ28 базируется на отечественных технических решениях и комплектующих. Разработчиком локомотива выступила компания «ТМХ Инжиниринг», двигатели выпускают на заводе Трансмашхолдинга в Коломне.

Серьезно помогло то, что в компании более 20 лет делают ставку на сотрудничество с отечественными производителями комплектующих, уделяют большое внимание локализации производственных площадок иностранных партнеров, обучению собственных сотрудников, развитию инженерного потенциала. При необходимости ТМХ оказывает помощь в освоении выпуска продукции своим партнерам. В большинстве своем эти проекты были продиктованы экономическими причинами — они разрабатывались для усиления позиций на внутреннем и зарубежных рынках.

«На Брянском машиностроительном заводе в 2014-2015 годах мы реализовали комплексную инвестиционную программу стоимостью более 12 млрд рублей, — отмечает генеральный директор Трансмашхолдинга, член бюро Союза машиностроителей России Кирилл Липа. — Это позволило создать уникальное крупносерийное производство магистральных грузовых тепловозов в России. Тем самым сформирован технологический суверенитет страны в области тепловозостроения. В конструкции тепловоза использованы российские технологии и компонентная база. Также мы продолжаем производство и испытания газодизельного двигателя для будущих локомотивов».

Испытания подтвердили высокие тяговые свойства тепловоза 3ТЭ28. Это значит, что на Восточном полигоне увеличится средний вес поезда и объемы перевозок.

Эксплуатация современных локомотивов — это наращивание объемов грузов, сокращение сроков перевозок, способность соответствовать запросам грузоотправителей. Все вместе это означает эффективное использование потенциала БАМа. А тем временем разработчики уже думают над новыми технологическими решениями, которых ждут железные дороги.

Источник: rg.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.